Авиаремонт
Организация ремонта перспективных типов
авиационной техники в Магаданской области. В. И. Мануйлов,
администрация
Эксплуатация авиационной техники сопряжена
с неравномерным износом конструкций отдельных узлов, агрегатов,
деталей, которым для продолжения дальнейшей работы необходимо полное
или частичное восстановление в виде ремонта или технического обслуживания.
Авиационное ремонтное предприятие призвано решать задачи проведения
капитальных и других видов ремонта с целью восстановления работоспособности,
повышения ресурсов или сроков службы авиационной техники, возвращения
в число действующих летательных аппаратов ранее созданных, но отработавших
свой ресурс или сроки службы авиационной техники. В г. Магадане
находится завод №73 гражданской авиации, имеющий все необходимое
для организации и осуществления ремонта сложной авиационной техники.
Ранее завод входил в состав Всесоюзного государственного промышленного
объединения по ремонту авиационной техники "Авиаремонт", которое
обеспечивало централизованный ремонт авиационной техники, эксплуатировавшейся
на предприятиях гражданской авиации и других ведомств СССР, а также
экспортированной авиационной техники. Магаданский завод, на котором
когда-то работало более 400 человек, относится к предприятиям IV
группы, является одним из шести авиаремонтных заводов, специализирующихся
на ремонте вертолетов Ми-8 и их модификаций. Всего лишь три таких
завода находятся на территории Российской Федерации в городах Санкт-Петербурге,
в Новосибирске и Магадане. В конце 80-х в начале 90-х годов Магаданский
завод №73 ГА осуществлял ремонт более 150 вертолетов Ми-8 в год,
полностью покрывая потребности в капитальном ремонте этого вида
авиационной техники Магаданского, Камчатского, Хабаровского, Дальневосточного,
Сахалинского, Якутского управления гражданской авиации, а также
Камчатского пограничного округа. В настоящее время на заводе производится
ремонт не более 10 вертолетов Ми-8 в год. Это связано со следующими
причинами: отсутствием средств на ремонт вертолетов у эксплуатирующих
авиапредприятий (стоимость ремонта 1 вертолета Ми-8 приближается
к 500 млн. руб.), значительное падение объемов авиаперевозок, в
том числе с использованием вертолетов Ми-8, наличие у потенциальных
заказчиков возможности осуществлять ремонтно восстановительные работы
на предприятиях-изготовителях в городах Казань и Улан-Удэ. На сроках
и качестве ремонта сказываются также неритмичные поставки двигателей,
других изделий и полуфабрикатов, необходимых для проведения ремонта
авиационной техники. Увеличение объемов ремонта авиационной техники
напрямую связано с увеличением объемов воздушных перевозок в Дальневосточном
регионе России и в Магаданской области в частности. Все это в свою
очередь возможно лишь при общем экономическом оздоровлении Дальнего
Востока. Тем не менее, не смотря на почти безысходную ситуацию,
рано еще говорить о том, что такая интересная отрасль народного
хозяйства Магаданской области, как авиаремонт, не имеет перспектив
в обозримом будущем. Заводы гражданской авиации, как правило, специализируются
на ремонте определенного типа авиационной техники. Кроме того, есть
заводы ведущие и ведомые по типам авиационной техники. Ведущие заводы
обеспечивают ведомые технологической документацией, оснасткой. Магаданский
завод относится к числу ведомых. Необходимо отказаться от узкой
специализации завода №73 ГА. Еще в 60-е годы на этом заводе осуществляли
одновременно ремонт самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-4. Техническое
оснащение завода, наличие высококвалифицированных специалистов позволяют
организовать ремонт легкого летательного аппарата любого типа. Завод
№73 ГА в состоянии вновь организовать ремонт самолетов Ан-2. Потенциальные
заказчики: авиапредприятия Магаданской области, Чукотки, Камчатки
и Саха Якутии, которым при определенных условиях может быть выгоднее
направлять самолеты в Магадан, чем на Хабаровский авиаремонтный
завод. Достаточно реальна возможность организовать ремонт авиационных
двигателей в кооперации с Магаданским заводом, например, двигателей
Аш-62 для самолетов Ан-2. Кроме того, Магаданский авиаремонтный
завод может специализироваться, в кооперации с Магаданской авиатехнической
базой, и на ремонте некоторых агрегатов и систем таких самолетов,
как Ан-24, Ан-12 и Ан-74 (агрегаты гидравлической и пневматической
систем, шасси и т. д.) В ближайшее время в России ожидается настоящий
бум легкомоторной авиации, самолетов так называемого "бизнес класса",
возможно в небе скоро появятся и первые серийные автожиры. Вряд
ли их ремонт будет организован по централизованной технологии ведущих
авиаремонтных заводов. Не будет, судя по всему, и специализированных
заводов по ремонту этих самолетов, таких как Як-48, Як-58, Як-112,
МиГ-110, "Гжель" и другие. За этими самолетами, самолетами делового
класса, одни из которых сейчас интенсивно проходят летные испытания,
другие находятся в стадии разработки, - будущее. Скоро они появятся
и в Магаданском небе, потеснив вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2. Подводя
итоги можно сказать, что превращение завода №73 ГА из узкоспециализированного
предприятия в предприятие широкого профиля, способного осуществлять
ремонт как ставших уже привычными самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8,
так и новейших отечественных и зарубежных самолетов бизнес класса,
а также агрегатов самолетов типов Ан-12, Ан-24, Ан-74 и других,
позволит ему занять достойное место в экономике области. В будущем
завод может осуществлять ремонт агрегатов таких перспективных самолетов,
как Ил-114, которые на местных и ближних магистральных авиалиниях
заменят Ан-24, отечественных вертолетов новейших конструкций. В
перспективе все это позволит обеспечить занятость населения города
в пределах 300-600 человек. В настоящее время в государствах ближнего
и дальнего зарубежья эксплуатируруются несколько десятков тысяч
вертолетов Ми-8 и его модификаций. Сегодня нет предприятий, подобных
всесоюзным объединениям "Авиаэкспорт" и "Авиаремонт", которые централизованно
решали вопросы эксплуатации и ремонта авиационной техники за рубежом.
У завода №73 ГА появились хорошие шансы для выхода на внешний рынок.
Уже ведутся переговоры об организации ремонта вертолетов Ми-8 в
Перу специальными заводскими бригадами, которые будут направляться
в это латиноамериканское государство Магаданским авиаремонтным заводом.
Не исключено, что на протяжении ближайших нескольких лет внешнеэкономическая
деятельность станет для завода доминирующей.