АВТОРЫ:

Авиаремонт
Организация ремонта перспективных типов
авиационной техники в Магаданской области.
В. И. Мануйлов, администрация

Эксплуатация авиационной техники сопряжена с неравномерным износом конструкций отдельных узлов, агрегатов, деталей, которым для продолжения дальнейшей работы необходимо полное или частичное восстановление в виде ремонта или технического обслуживания. Авиационное ремонтное предприятие призвано решать задачи проведения капитальных и других видов ремонта с целью восстановления работоспособности, повышения ресурсов или сроков службы авиационной техники, возвращения в число действующих летательных аппаратов ранее созданных, но отработавших свой ресурс или сроки службы авиационной техники. В г. Магадане находится завод №73 гражданской авиации, имеющий все необходимое для организации и осуществления ремонта сложной авиационной техники. Ранее завод входил в состав Всесоюзного государственного промышленного объединения по ремонту авиационной техники "Авиаремонт", которое обеспечивало централизованный ремонт авиационной техники, эксплуатировавшейся на предприятиях гражданской авиации и других ведомств СССР, а также экспортированной авиационной техники. Магаданский завод, на котором когда-то работало более 400 человек, относится к предприятиям IV группы, является одним из шести авиаремонтных заводов, специализирующихся на ремонте вертолетов Ми-8 и их модификаций. Всего лишь три таких завода находятся на территории Российской Федерации в городах Санкт-Петербурге, в Новосибирске и Магадане. В конце 80-х в начале 90-х годов Магаданский завод №73 ГА осуществлял ремонт более 150 вертолетов Ми-8 в год, полностью покрывая потребности в капитальном ремонте этого вида авиационной техники Магаданского, Камчатского, Хабаровского, Дальневосточного, Сахалинского, Якутского управления гражданской авиации, а также Камчатского пограничного округа. В настоящее время на заводе производится ремонт не более 10 вертолетов Ми-8 в год. Это связано со следующими причинами: отсутствием средств на ремонт вертолетов у эксплуатирующих авиапредприятий (стоимость ремонта 1 вертолета Ми-8 приближается к 500 млн. руб.), значительное падение объемов авиаперевозок, в том числе с использованием вертолетов Ми-8, наличие у потенциальных заказчиков возможности осуществлять ремонтно восстановительные работы на предприятиях-изготовителях в городах Казань и Улан-Удэ. На сроках и качестве ремонта сказываются также неритмичные поставки двигателей, других изделий и полуфабрикатов, необходимых для проведения ремонта авиационной техники. Увеличение объемов ремонта авиационной техники напрямую связано с увеличением объемов воздушных перевозок в Дальневосточном регионе России и в Магаданской области в частности. Все это в свою очередь возможно лишь при общем экономическом оздоровлении Дальнего Востока. Тем не менее, не смотря на почти безысходную ситуацию, рано еще говорить о том, что такая интересная отрасль народного хозяйства Магаданской области, как авиаремонт, не имеет перспектив в обозримом будущем. Заводы гражданской авиации, как правило, специализируются на ремонте определенного типа авиационной техники. Кроме того, есть заводы ведущие и ведомые по типам авиационной техники. Ведущие заводы обеспечивают ведомые технологической документацией, оснасткой. Магаданский завод относится к числу ведомых. Необходимо отказаться от узкой специализации завода №73 ГА. Еще в 60-е годы на этом заводе осуществляли одновременно ремонт самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-4. Техническое оснащение завода, наличие высококвалифицированных специалистов позволяют организовать ремонт легкого летательного аппарата любого типа. Завод №73 ГА в состоянии вновь организовать ремонт самолетов Ан-2. Потенциальные заказчики: авиапредприятия Магаданской области, Чукотки, Камчатки и Саха Якутии, которым при определенных условиях может быть выгоднее направлять самолеты в Магадан, чем на Хабаровский авиаремонтный завод. Достаточно реальна возможность организовать ремонт авиационных двигателей в кооперации с Магаданским заводом, например, двигателей Аш-62 для самолетов Ан-2. Кроме того, Магаданский авиаремонтный завод может специализироваться, в кооперации с Магаданской авиатехнической базой, и на ремонте некоторых агрегатов и систем таких самолетов, как Ан-24, Ан-12 и Ан-74 (агрегаты гидравлической и пневматической систем, шасси и т. д.) В ближайшее время в России ожидается настоящий бум легкомоторной авиации, самолетов так называемого "бизнес класса", возможно в небе скоро появятся и первые серийные автожиры. Вряд ли их ремонт будет организован по централизованной технологии ведущих авиаремонтных заводов. Не будет, судя по всему, и специализированных заводов по ремонту этих самолетов, таких как Як-48, Як-58, Як-112, МиГ-110, "Гжель" и другие. За этими самолетами, самолетами делового класса, одни из которых сейчас интенсивно проходят летные испытания, другие находятся в стадии разработки, - будущее. Скоро они появятся и в Магаданском небе, потеснив вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2. Подводя итоги можно сказать, что превращение завода №73 ГА из узкоспециализированного предприятия в предприятие широкого профиля, способного осуществлять ремонт как ставших уже привычными самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8, так и новейших отечественных и зарубежных самолетов бизнес класса, а также агрегатов самолетов типов Ан-12, Ан-24, Ан-74 и других, позволит ему занять достойное место в экономике области. В будущем завод может осуществлять ремонт агрегатов таких перспективных самолетов, как Ил-114, которые на местных и ближних магистральных авиалиниях заменят Ан-24, отечественных вертолетов новейших конструкций. В перспективе все это позволит обеспечить занятость населения города в пределах 300-600 человек. В настоящее время в государствах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируруются несколько десятков тысяч вертолетов Ми-8 и его модификаций. Сегодня нет предприятий, подобных всесоюзным объединениям "Авиаэкспорт" и "Авиаремонт", которые централизованно решали вопросы эксплуатации и ремонта авиационной техники за рубежом. У завода №73 ГА появились хорошие шансы для выхода на внешний рынок. Уже ведутся переговоры об организации ремонта вертолетов Ми-8 в Перу специальными заводскими бригадами, которые будут направляться в это латиноамериканское государство Магаданским авиаремонтным заводом. Не исключено, что на протяжении ближайших нескольких лет внешнеэкономическая деятельность станет для завода доминирующей.


Оглавление:

©ДПР. Магадан. 1995
Hosted by uCoz