АВТОРЫ:

 


Ювелирное производство
В. И. Кобец, Магаданская золотосеребрянная компания

Магаданская область является слаборазвитой территорией России, выделенной в самостоятельную систему исключительно благодаря ее минерально-сырьевому потенциалу, обширности и, по сути, "островной" территории. Как развивающейся системе, специализирующейся на разработке минеральных и биологических ресурсов, в области создан значительный удельный вес добывающих производств. Но на сегодня она располагает редкой возможностью для расширения, пока незначительного производства по первичной переработке сырья и создания производств конечной стадии переработки, экономические и социальные выгоды которых трудно переоценить. К ним относится и производство ювелирных изделий из драгоценных металлов и камнецветного сырья, изделия золотых и серебряных дел мастеров, такие как столовая посуда и приборы, настольные принадлежности, предметы юбилейного, бытового и культурного назначения. Такие производства уже созданы в области, преодолевая скептицизм и инертность со стороны тех, кто обязан инициировать их развитие и становление. Последнее существенно, так как общеизвестные удорожающие факторы производства на нашей "островной" территории, безусловно, сказываются и на этой отрасли, особенно в период их рождения и становления. Более того, создание новых рабочих мест в этой отрасли напрямую связано с получением конечного продукта переработки концентратов драгоценных металлов и их аффинирования, для чего в области давно созданы все условия, накоплен, накоплен более чем достаточный инфраструктурный и интеллектуальный потенциал. В этом отношении принятое Администрацией области решение финансировать создание производства концентратов в Иркутской область, мягко говоря, ошибочно. Много и других, пока нерешенных проблем, препятствующих появлению новых производств в этой отрасли. Взять к примеру, клеймение изделий. На сегодня это довольно затратное дело. Каждое изделие необходимо отправлять в г. Хабаровск, оплачивать эту работу, при этом никто не отвечает за порчу изделий. А ведь эту работу может и должен выполнять на месте производитель. И т.д. Вместе с тем появление в Магадане производств по изготовлению ювелирных изделий и переработки камнецветного сырья лишний раз свидетельствует, что даже при неблагоприятных условиях, с большой долей риска делаются вложения капитала в эту отрасль, создаются, действительно, новые, и в прямом и в количественном понимании, рабочие места. Их жизнедеятельность еще основывается и на том, что они принципиально отличаются от действующих в России ювелирных заводов-гигинтов своей организационной структурой и, на этой основе, открывающимися возможностями. Быстро реагировать на моду и спрос потребителя за счет лучшей управляемости, гибкости в стимулировании труда специалистов, компактности производства. Можно полагать, что при создании органами власти определенных условий, доступность к которым одинакова будет для всех товаропроизводителей, а не только для избранных, в области может появиться значительное количество рабочих мест в ювелирной и в смежной с ним отраслях. Под определенными условиями принимаются вполне определенные решения, о которых уже приходилось говорить ранее и укрепиться во мнении, работая в этой сфере последние три года. Они сводятся к следующему:
1. Создание цивилизованного рыночного механизма в разработке драгоценных металлов и торговле драгоценными металлами и изделиями из них. Решение этого вопроса находится в руках федеральных органов власти. Но во многом зависит от властей субъектов федерации, особенно, таких как наша Магаданская область. Здесь пока мы топчемся на месте. В тоже время наша соседка Саха (Якутия) продвинулась намного вперед, благодаря чему на ее территории появились уже десятки ювелирных и огранных предприятий.
2. Посмею вновь заявить о нецелесообразности финансирования проекта по переработке концентратов драгметаллов в Иркутской области, экономическая целесообразность которого сомнительна. Эти средства надо направить, как и предлагалось ранее, на строительство этого предприятия в области, которая располагает всеми необходимыми условиями. Создание этого производства это также новые рабочие места, а получение конечного продукта переработки в области укрепит уверенность у тех, кто уже работает на территории и создаст хорошие условия для развития ювелирного и других производств, т. е. получение большого числа новых рабочих мест.
3. Одна из основных проблем предприятия - это наличие оборотных средств. Для ювелирного производства это проблема особая, т.к. здесь в производство вовлекается дорогостоящее сырье (золото, серебро, драгоценные камни), занимающее в структуре себестоимости до 80 процентов затрат. А возврат их возможен только после изготовления и реализации. Учитывая, что государство попрежнему сохраняет монополию на покупку и продажу драгметаллов, причем сырье на 25 процентов дороже, чем получает у того же производителя, логично предоставить хотя бы отсрочку платежа за получаемый у государства металл на время производства и продажи готовой продукции. Ведь государство ничего не теряет, металл все равно лежит в хранилищах и не работает. Правительство, как мне известно предоставило такую возможность производителям области. Однако она стала доступной лишь одному предприятию, что повлекло не рост, а даже сокращение рабочих мест в этой отрасли. Необходимо убрать и эту монополию власти, теперь уже местной, если она желает развития этой отрасли. В той же Саха (Якутии) доступность к консигнационному металлу имеют все предприятия работающие в республике, что стимулирует эту отрасль.
4. Наши внутренние цены на продукцию ювелирного производства сейчас в два раза превышают мировые. Это ненормальное явление и создано оно искусственно, в основном за счет налогов на добавленную стоимость, акциза и других налогов и поборов. Абсурдно, но факт, иметь такие высокие цены на изделия из драгметаллов в стране, являющейся одной из самых крупных добывающих драгоценные металлы и алмазы стран. Одновременно это является и серьезным тормозом в развитии ювелирной отрасли и не вызывает энтузиазма к созданию конкурентоспособной, с мировыми образцами, продукции. Словом надо создавать здравую промышленную политику государства по отношению к товаропроизводителям. И здесь также местные власти могут делать многое.
5. Необходимо добиваться освобождения от взимания таможенных пошлин на оборудование, запасные части, материалы, в том числе высококачественное сырье и полуфабрикаты, закупаемые за рубежом для нового и действующего производства. Как ни странно, но Администрация нашей области, недавно, просила Правительство об ужесточении налогового прессинга. К чести правительственных чиновников они не согласились с данной просьбой и отказали в ней. Мне же представляется, учитывая наше "островное" положение, а отсюда и удорожающие факторы производства, резкий его спад и массовый отъезд высококвалифицированных специалистов из области, Администрации следовало бы вернуться к постановке перед Правительством другого вопроса создание в области, или хотя бы в г. Магадане зоны свободной (беспошлинной) торговли. В этом и ранее от Правительства не было категорического отказа. Просто перестали работать над решением этой, для области очень важной проблемой. Почему для Москвы эта проблема актуальна, а для нас нет?
6. С углублением рыночных преобразований в экономике, актуальность предоставления режима наибольшего благоприятствования и гарантий со стороны государства всем тем, кто создает на территории новые рабочие места в сфере переработки, будет возрастать. Поэтому любые шаги в этой области, следовало бы, закреплять хотя бы местными правовыми актами законодательной власти. До стабильных правовых норм, видимо, нам далеко. Но добиваться, чтобы они не изменялись хаотически или с выгодой лишь для избранных, т.е. ущемляли уверенность товаропроизводителя в их надежности, одна из важных предпосылок для привлечения новых капиталов и создания производств. Исходя из вышеизложенного можно ожидать появление новых предприятий ювелирного профиля:
3-4 предприятия относительно крупных с числом работающих до 15-20 человек в каждом;
5-6 предприятий средних с числом работающих до 7-10 работающих в каждом;
6-10 предприятий мелких с числом работающих до 5-7 человек в каждом. Потенциально можно предположить размещение одного предприятия по производству посуды из серебра. Имеется проект на переработку до 50 тонн серебра в год с числом работающих 100-120 человек. Сопутствующие предприятия: пробирный пост, плавка, предприятия по изготовлению ювелирных сплавов (прокат, проволока, профиль и т.д.) с общим числом работающих до 30-40 человек. Удельный вес квалифицированных специалистов (ювелиров) на каждом предприятии будет разный ориентировочно от 20 до 50%. Остальные средней квалификации. При условии снятия имеющихся преград и выполнения необходимых условий приток капитала в ювелирную отрасль (в Е.ч. и работы с камнецветным сырьем) может быть значительным и число предприятий вырастет в несколько раз.

 

 

Оглавление:

©ДПР. Магадан. 1995
Hosted by uCoz