Ювелирное производство В. И. Кобец, Магаданская
золотосеребрянная компания
Магаданская
область является слаборазвитой территорией России, выделенной в
самостоятельную систему исключительно благодаря ее минерально-сырьевому
потенциалу, обширности и, по сути, "островной" территории. Как развивающейся
системе, специализирующейся на разработке минеральных и биологических
ресурсов, в области создан значительный удельный вес добывающих
производств. Но на сегодня она располагает редкой возможностью для
расширения, пока незначительного производства по первичной переработке
сырья и создания производств конечной стадии переработки, экономические
и социальные выгоды которых трудно переоценить. К ним относится
и производство ювелирных изделий из драгоценных металлов и камнецветного
сырья, изделия золотых и серебряных дел мастеров, такие как столовая
посуда и приборы, настольные принадлежности, предметы юбилейного,
бытового и культурного назначения. Такие производства уже созданы
в области, преодолевая скептицизм и инертность со стороны тех, кто
обязан инициировать их развитие и становление. Последнее существенно,
так как общеизвестные удорожающие факторы производства на нашей
"островной" территории, безусловно, сказываются и на этой отрасли,
особенно в период их рождения и становления. Более того, создание
новых рабочих мест в этой отрасли напрямую связано с получением
конечного продукта переработки концентратов драгоценных металлов
и их аффинирования, для чего в области давно созданы все условия,
накоплен, накоплен более чем достаточный инфраструктурный и интеллектуальный
потенциал. В этом отношении принятое Администрацией области решение
финансировать создание производства концентратов в Иркутской область,
мягко говоря, ошибочно. Много и других, пока нерешенных проблем,
препятствующих появлению новых производств в этой отрасли. Взять
к примеру, клеймение изделий. На сегодня это довольно затратное
дело. Каждое изделие необходимо отправлять в г. Хабаровск, оплачивать
эту работу, при этом никто не отвечает за порчу изделий. А ведь
эту работу может и должен выполнять на месте производитель. И т.д.
Вместе с тем появление в Магадане производств по изготовлению ювелирных
изделий и переработки камнецветного сырья лишний раз свидетельствует,
что даже при неблагоприятных условиях, с большой долей риска делаются
вложения капитала в эту отрасль, создаются, действительно, новые,
и в прямом и в количественном понимании, рабочие места. Их жизнедеятельность
еще основывается и на том, что они принципиально отличаются от действующих
в России ювелирных заводов-гигинтов своей организационной структурой
и, на этой основе, открывающимися возможностями. Быстро реагировать
на моду и спрос потребителя за счет лучшей управляемости, гибкости
в стимулировании труда специалистов, компактности производства.
Можно полагать, что при создании органами власти определенных условий,
доступность к которым одинакова будет для всех товаропроизводителей,
а не только для избранных, в области может появиться значительное
количество рабочих мест в ювелирной и в смежной с ним отраслях.
Под определенными условиями принимаются вполне определенные решения,
о которых уже приходилось говорить ранее и укрепиться во мнении,
работая в этой сфере последние три года. Они сводятся к следующему:
1. Создание цивилизованного рыночного механизма в разработке драгоценных
металлов и торговле драгоценными металлами и изделиями из них. Решение
этого вопроса находится в руках федеральных органов власти. Но во
многом зависит от властей субъектов федерации, особенно, таких как
наша Магаданская область. Здесь пока мы топчемся на месте. В тоже
время наша соседка Саха (Якутия) продвинулась намного вперед, благодаря
чему на ее территории появились уже десятки ювелирных и огранных
предприятий.
2. Посмею вновь заявить о нецелесообразности финансирования проекта
по переработке концентратов драгметаллов в Иркутской области, экономическая
целесообразность которого сомнительна. Эти средства надо направить,
как и предлагалось ранее, на строительство этого предприятия в области,
которая располагает всеми необходимыми условиями. Создание этого
производства это также новые рабочие места, а получение конечного
продукта переработки в области укрепит уверенность у тех, кто уже
работает на территории и создаст хорошие условия для развития ювелирного
и других производств, т. е. получение большого числа новых рабочих
мест.
3. Одна из основных проблем предприятия - это наличие оборотных
средств. Для ювелирного производства это проблема особая, т.к. здесь
в производство вовлекается дорогостоящее сырье (золото, серебро,
драгоценные камни), занимающее в структуре себестоимости до 80 процентов
затрат. А возврат их возможен только после изготовления и реализации.
Учитывая, что государство попрежнему сохраняет монополию на покупку
и продажу драгметаллов, причем сырье на 25 процентов дороже, чем
получает у того же производителя, логично предоставить хотя бы отсрочку
платежа за получаемый у государства металл на время производства
и продажи готовой продукции. Ведь государство ничего не теряет,
металл все равно лежит в хранилищах и не работает. Правительство,
как мне известно предоставило такую возможность производителям области.
Однако она стала доступной лишь одному предприятию, что повлекло
не рост, а даже сокращение рабочих мест в этой отрасли. Необходимо
убрать и эту монополию власти, теперь уже местной, если она желает
развития этой отрасли. В той же Саха (Якутии) доступность к консигнационному
металлу имеют все предприятия работающие в республике, что стимулирует
эту отрасль.
4. Наши внутренние цены на продукцию ювелирного производства сейчас
в два раза превышают мировые. Это ненормальное явление и создано
оно искусственно, в основном за счет налогов на добавленную стоимость,
акциза и других налогов и поборов. Абсурдно, но факт, иметь такие
высокие цены на изделия из драгметаллов в стране, являющейся одной
из самых крупных добывающих драгоценные металлы и алмазы стран.
Одновременно это является и серьезным тормозом в развитии ювелирной
отрасли и не вызывает энтузиазма к созданию конкурентоспособной,
с мировыми образцами, продукции. Словом надо создавать здравую промышленную
политику государства по отношению к товаропроизводителям. И здесь
также местные власти могут делать многое.
5. Необходимо добиваться освобождения от взимания таможенных пошлин
на оборудование, запасные части, материалы, в том числе высококачественное
сырье и полуфабрикаты, закупаемые за рубежом для нового и действующего
производства. Как ни странно, но Администрация нашей области, недавно,
просила Правительство об ужесточении налогового прессинга. К чести
правительственных чиновников они не согласились с данной просьбой
и отказали в ней. Мне же представляется, учитывая наше "островное"
положение, а отсюда и удорожающие факторы производства, резкий его
спад и массовый отъезд высококвалифицированных специалистов из области,
Администрации следовало бы вернуться к постановке перед Правительством
другого вопроса создание в области, или хотя бы в г. Магадане зоны
свободной (беспошлинной) торговли. В этом и ранее от Правительства
не было категорического отказа. Просто перестали работать над решением
этой, для области очень важной проблемой. Почему для Москвы эта
проблема актуальна, а для нас нет?
6. С углублением рыночных преобразований в экономике, актуальность
предоставления режима наибольшего благоприятствования и гарантий
со стороны государства всем тем, кто создает на территории новые
рабочие места в сфере переработки, будет возрастать. Поэтому любые
шаги в этой области, следовало бы, закреплять хотя бы местными правовыми
актами законодательной власти. До стабильных правовых норм, видимо,
нам далеко. Но добиваться, чтобы они не изменялись хаотически или
с выгодой лишь для избранных, т.е. ущемляли уверенность товаропроизводителя
в их надежности, одна из важных предпосылок для привлечения новых
капиталов и создания производств. Исходя из вышеизложенного можно
ожидать появление новых предприятий ювелирного профиля:
3-4 предприятия относительно крупных с числом работающих до 15-20
человек в каждом;
5-6 предприятий средних с числом работающих до 7-10 работающих в
каждом;
6-10 предприятий мелких с числом работающих до 5-7 человек в каждом.
Потенциально можно предположить размещение одного предприятия по
производству посуды из серебра. Имеется проект на переработку до
50 тонн серебра в год с числом работающих 100-120 человек. Сопутствующие
предприятия: пробирный пост, плавка, предприятия по изготовлению
ювелирных сплавов (прокат, проволока, профиль и т.д.) с общим числом
работающих до 30-40 человек. Удельный вес квалифицированных специалистов
(ювелиров) на каждом предприятии будет разный ориентировочно от
20 до 50%. Остальные средней квалификации. При условии снятия имеющихся
преград и выполнения необходимых условий приток капитала в ювелирную
отрасль (в Е.ч. и работы с камнецветным сырьем) может быть значительным
и число предприятий вырастет в несколько раз.